Эссе "Я-учитель"

15.12.2017 14:03

 

 

«Я - учитель»

 

 

Высшее искусство, которым обладает учитель, - это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний.

Альберт Эйнштейн

 

Давно это было… Я маленькая девочка, лет пяти. Лето. Иду с бабушкой на работу, она работала в школе библиотекарем. Я вообще часто ходила к ней на работу: много книг, разные интересные карточки, цветные карандаши - что еще для счастья в пять лет надо? В библиотеке было интересно, но школьные кабинеты манили больше и конечно же  мы путешествовали по всей школе, особенно любимыми был кабинет химии и биологии, учитель, которая нас встречала, была просто волшебница, которая рассказывала интересные истории, а еще у нее обязательно в кабинете находились интересные и необычные предметы. Думаю, вы представляете, какой восторг испытывал пятилетний ребенок от всяких колбочек, баночек и всего что нельзя было трогать руками. Зато можно было писать мелом на доске, разглядывать старые журналы и обязательно еще и в подарок я получала интересную карточку, на которой можно было писать. Думаю с этого началась моя любовь к школе… Проводить свои первые уроки я начала уже лет в 8-9, когда подросли мои младшие сестрички и научились разговаривать. Очень быстро они превратились в моих учеников - они усаживались за импровизированный стол, я им объясняла урок, а иногда и не один. И даже выставляла оценки. Все шкафы дома были исписаны мелом, особенно хорош для этих целей был шкаф в спальне у родителей… Сейчас то я представляю, как они были «счастливы». Зато у меня все было серьезно и доска с мелом, и ученики и даже классный журнал, который я очень долго заполняла после уроков…

Время прошло… Я закончила механико-математический факультет и даже нашла неплохую работу, пошла  учиться в аспирантуру на своем факультете. О школе даже и мыслей не было. Пока однажды моя одногруппница не рассказала о том, что в школу №34 требуется учитель математики, что туда  можно пойти работать… И тут я как будто вспомнила о той моей детской доске, учениках… и так захотелось это снова повторить, только уже по настоящему, у настоящей доски, с настоящим мелом. И я пришла… Вот только ученики уже стали не такие послушные, как тогда, в мои 8-9 лет. И пришло осознание… Что бы быть учителем, мало иметь доску, мел, классный журнал, мало иметь желание и мечту попробовать. Надо воспитывать себя, воспитывать в себе умение быть учителем, нести не только знание, но и любовь к знаниям. А для этого надо самому очень много трудиться, в первую очередь над собой. Это долгая дорога, но это стоит того, что бы однажды увидеть благодарные глаза. Я – учитель, который учится быть учителем. Мне нравится учить, но больше мне нравится пробуждать в человеке радость от результата, который он получил сам.

   Как писал А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь… - все это имеет для ребенка большое значение». Дети не просто все видят, дети все чувствуют - с каким настроем учитель ведет урок, как он относится к предмету. Они понимают все мгновенно и тут же формируют свое мнение и представление о предмете, о учителе. Поэтому важно любить  предмет, который преподаешь. Важно восхищаться тем, что ты делаешь, и тогда живой интерес проявляется и у ученика. Очень важно зажечь интерес у ребенка, и, я считаю, это даже иногда играет более  важную роль, чем просто качественно учить своему предмету. Там где есть интерес, будет и желание изучать, а дальше задача учителя помочь, создать среду, подсказать…

            Кто для меня  учитель? Человек способный раскрыть потенциал, способный научить верить в себя и в свои способности. Для меня учитель - это человек терпеливый, любящий свое дело, человек, который способен пробудить радость от изучения его предмета, это человек с большой душой, это живой человек, который не просто учит, а создает такие ситуации, в которых ты способен думать и учиться сам. Учитель для меня - это человек, который в первую очередь может научить учится!

            Такой ли я учитель? Я  к этому стремлюсь. Анализирую свои уроки, пробую создавать среду, в которой возрастает интерес к предмету, среду, в которой дети думают… И я благодарна, что они у меня есть мои дети и мои ученики – они самые великие учителя в моей жизни!